Прибежали корабли под славный Киев-град, Якори метали в Днепр-реку. Сходни бросали на крут бережок...» Мы знаем из летописи, что новгородцы славились плотничеством; песня говорит, что они славились уменьем строгать стрелы: «...тем стрелам цены не было Колоты они были из трость-дерева, Строганы те стрелки в Новго-роде». Летописец знает о дунайском городке Киевце, который основан будто бы нашим же Кием полянским; песня знает также Киевец: «Чурила живет не в Киеве, А живет он пониже малого Киевца.» Мы знаем, что дружинники переходили от одного владельца к другому, служили то в одной, то в другой стране; таковы и богатыри песни, таков знаменитый Дунай Иванович, который говорит о себе: «Служил я, Дунай, во семи Ордах, В семи Ордах, семи королям.» В Галицкой Руси теперь еще поется об этих дружинниках, о наших ста-ринных руссах, которые сбирались идти на тихий Дунай служить царю бол-гарскому или в Константинополь к императору: «В чистом поле шатер стоит; в шатре сидят добры молодцы, сидят они, думу думают: как пойдем мы к кузнецу доброму, покуем себе медные челна, медные челна, золотые весла: как пустимся мы на тихий Дунай, вдоль Дуная под Царь-город. Ой, чуем там доброго пана, что платит щедро за службу молодецкую: дает, что год, по сту червонных; по сту червонных да по во-роному коню; по вороному коню да по сабельке; по сабельке да по кафтан-чику; по кафтанчику да по шапочке; по шапочке да по красной девице». Мы видели влияние христианства на древние наши богатырские предания, видели, как под этим влиянием переделывался характер богатырей, характер их поступков. Но есть еще целый ряд произведений народной фантазии, ко-торые отзываются также глубокою древностию и которые своим существовани-ем обязаны уже почти исключительно новой религии: мы говорим о духовных наших песнях или стихах, которые обыкновенно поются слепыми нищими. |