Варяги, составлявшие первоначально дружину князя, жили около последнего, так сказать, стояли подвижным ла-герем в стране, а не врезывались сплошными колониями в туземное народо-население; многие из них оставались здесь навсегда, женились на славян-ках, дети их были уже полуварягами только, внуки - совершенными славяна-ми. Варяги не стояли выше славян на ступенях общественной жизни, следова-тельно, не могли быть среди последних господствующим народом в духовном, нравственном смысле; наконец, что всего важнее, в древнем языческом быте скандинаво-германских племен мы замечаем близкое сходство с древним язы-ческим бытом славян; оба племени не успели еще выработать тогда резких отмен в своих народностях, и вот горсть варягов, поселившись среди сла-вянских племен, не находит никаких препятствий слиться с большинством. Так должно было быть, так и было. В чем можно заметить сильное влия-ние скандинавской народности на славянскую? В языке? По последним выво-дам, добытым филологиею, оказывается, что в русском языке находится не более десятка слов происхождения сомнительного или действительно гер-манского. После того как древнейший памятник нашего законодательства, так называемая Русская Правда, сличена была с законодательными памятни-ками других славянских народов, не может быть речи не только о том, что Русская Правда есть скандинавский закон, но даже о сильном влиянии в ней скандинавского элемента. Даже те исследователи - юристы, которые предпо-лагают несколько значительное влияние скандинавского элемента в Русской Правде, видят, однако, в последней собрание обычаев преимущественно сла-вянских и частью только германских. Но для ясного понимания событий пер-вого периода нашей истории мало еще определить, что степень влияния на-родности пришлого элемента на народность туземного была незначительна; нужно тотчас же обратить вопрос и следить, какому влиянию с самого нача-ла стал подвергаться пришлый элемент от туземного, от новой среды, в ко-торой он нашелся, надобно следить за обоими элементами в их взаимо-действии, а не брать каждый порознь, заставляя их действовать от начала до конца в полной особности с их первоначальным, чистым характером, ка-кой они имели до своего соединения. |