Всеволоду Изяслав простил, потому что и прежде, как видно, этот Ярославич был мало виноват, да и после загла-дил свою вину; наконец, собственная безопасность принуждала Изяслава во-оружиться против племянников; но детям Святославовым, конечно, невинным в деле отца, Изяслав не мог простить и отнял у них волости, себе и Русс-кой земле на беду. Как бы ни было, первый старший или великий князь после Ярослава пал в усобице. Все усобицы, которые мы видим при старшинстве Изяслава, проис-ходили оттого, что осиротелые племянники не получали волостей. При от-сутствии отчинного права относительно отдельных волостей дядья смотрели на осиротелых племянников как на изгоев, обязанных по своему сиротскому положению жить из милости старших, быть довольными всем, что дадут им последние, и потому или не давали им вовсе волостей, или давали такие, какими те не могли быть довольны. Но если дядья считали для себя выгод-ным отсутствие отчинного права, то не могли находить для себя это выгод-ным осиротелые племянники, которые, лишась преждевременною смертию отцов надежды на старшинство в роде, хотели по крайней мере достать то, чем владели отцы, или хотя другую, но более или менее значительную волость, чтобы не быть лишенными Русской земли. Таким образом, мы видим, что пер-вые усобицы на Руси произошли от отсутствия отчинного права в отдельных волостях, от стремления осиротелых князей-изгоев установить это право и от стремления старших не допускать до его установления. Князьям-изгоям легко было доискиваться волостей: Русь граничила со степью, а в степи скитались разноплеменные варварские орды, среди которых легко было наб-рать войско обещанием добычи; вот почему застепный Тмутаракань служит постоянным убежищем для изгоев, которые возвращаются оттуда с дружинами отыскивать волостей. Мы видели деятельность изгоя Ростислава, сына Владимирова; у него ос-тались сыновья в том же положении, следовательно, с теми же стремления-ми; мы видели судьбу изгоя Бориса Вячеславича; у него, как видно, не бы-ло ни братьев, ни сыновей; но были сыновья у Игоря Ярославича - тоже из-гои; к числу их Изяслав захотел присоединить еще и детей Святославовых, тогда как последние имели основание не считать себя изгоями: их отец был старшим, умер на главном столе. |