Впрочем, при внимательном изучении летописи можно усмотреть большую жестокость в нра-вах на восток и северо-восток от Днепра, вообще замечаем большую жесто-кость в княжеском племени Святославичей черниговских, еще большую в ли-нии этих Святославичей, которая утвердилась на дальнейшем востоке, в об-ласти Муромской и Рязанской, замечаем на северо-востоке большую жест-кость в самых формах, в самых выражениях. Мы видели, как вместе с христианством принялась на Руси грамотность, и принялась крепко: почва нашлась удобная; в описываемое время мы не ви-дим препятствий к распространению грамотности, напротив, видим обстоя-тельства благоприятствующие; связь с Византиею постоянная; оттуда прихо-дят митрополиты и епископы; греческие царевны выходят замуж за наших князей, наши княжны выходят за греческих царевичей, путешествуют в Конс-тантинополь, в Иерусалим, как, например, Янка Всеволодовна, св. Евфроси-ния полоцкая; путешествуют в Иерусалим духовные лица, простые люди; страсть к паломничеству так усилилась, что духовенство начало воору-жаться против нее, прямо запрещая отправляться в Иерусалим, увещевая вести христианскую жизнь на месте жительства, накладывая даже епитимьи на дающих обеты идти в Иерусалим: эти обеты, говорило духовенство, губят землю нашу. Частые и тесные сношения с Польшею и Венгриею открывали в Русь доступ и латинскому языку. Не забудем, что просвещение было тесно соединено с религиею: кто больше читал, тот, значило, был больше утверж-ден в вере; отсюда религиозное направление, столь могущественное, необ-ходимо влекло за собою стремление к распространению грамотности, приоб-ретению книг. Сыновья и внуки Ярослава I наследовали его ревность к распространению книжного учения. Сын его Святослав собирал книги, кото-рыми наполнил свои клети; из этих книг дошло до нас два сборника. Другой сын Ярослава I, Всеволод, говорил на пяти иностранных языках, которые он изучил сидя дома, как выражается сын его, Мономах, и этим дает знать, что Всеволод изучил языки не по необходимости во время странствования по чужим землям, но единственно из любознательности; Мономах говорит при этом, что знание языков доставляет почет от иностранцев. |