Седяху бо ту преже словени, и волъхве прияша землю сло-веньску; посем же угри прогнаша волъхи, и наследиша землю, и седоша с словены, покоривше я под ся». Итак, венгры застали волхов вместе с сла-вянами. В рассказе о поселении славянских племен в нынешней России, их быте и судьбе тотчас видно, что составитель летописи житель Киева, при-надлежит к племени полян; это племя на первом месте, им особенно занима-ется летописец, об нем больше всего знает, его нравственность превозно-сит в ущерб всем остальным племенам. Летописец знает, что в отдаленные времена, когда еще поляне жили особо, отдельными родами по горам киевс-ким, уже шел путь из Скандинавии в Грецию, по Днепру и северным рекам озерной области; на первых страницах летописи уже дается уразуметь зна-чение географического положения Европейской России, значение водных пу-тей. После известия о море Понтском, или Русском, в летопись вставлено сказание о путешествии апостола Андрея на север до Новгорода; понятно, что сказание это могло явиться во времена христианские, когда узнали, что апостол Андрей проповедовал в Скифии; вставка начинается словами: «Яко же реша». За вставкою о путешествии апостола Андрея следует рассказ о построе-нии города Киева. Во времена летописца составилось уже обычное объясне-ние местных названий именами лиц, будто бы тут живших, явились братья Кий, Щек, Хорив с сестрою Лыбедью для объяснения названий Киева, гор Ще-ковицы и Хоревицы и речки Лыбеди. Летописец сообщает нам два предания о Кие: одно мы должны назвать собственно толкованием; были во времена ле-тописца люди, которые, основываясь на выражении «Киев перевоз», толкова-ли, что Кий было имя перевозчика; летописец отвергает это сухое толкова-ние; он принимает предание о Кие-князе, который ходил в Царьград, принял большую честь от царя и на возвратном пути основал на Дунае маленький городок Киевец. Но здесь для нас очень важно выражение летописца: «Яко же сказают». Здесь виден источник, которым пользовался летописец, - это народные сказания. |