Как бы то ни было, бояре двинские и все двиняне задались за великого князя и целовали ему крест; но Василий не удо-вольствовался этим, послал войско захватить Волок Ламский, Торжок, Бе-жецкий Верх, Вологду, после чего сложил с себя крестное целование к Нов-городу и крестную грамоту скинул. Новгородцы сделали то же самое, но хо-тели кончить дело миром, и когда митрополит прислал ко владыке, чтоб тот ехал в Москву по святительским делам, то вместе с архиепископом новго-родцы отправили к великому князю послов своих: владыка подал великому князю благословение и доброе слово, а послы - челобитье от Новгорода; владыка говорил Василию: «Чтоб тебе, господин сын князь великий, мое благословение и доброе слово и новгородское челобитье принять, от Новго-рода от своих мужей вольных нелюбье отложить, принять их в старину; что-бы при твоем, сын, княжении другого кровопролития между христианами не было; а что ты, сын князь великий, на крестном целовании отнял у Новго-рода Заволочье, Торжок, Волок, Вологду, Бежецкий Верх, того, князь вели-кий, отступись, пусть пойдет то к Новгороду по старине, и общий суд на порубежьи отложи потому что это не старина». Но великий князь не принял ни благословения, ни доброго слова от владыки, ни челобитья от послов новгородских и мира не взял. Тогда на следующий (1398) год, весною, новгородцы сказали своему гос-подину владыке отцу Иоанну: «Не можем, господин отец, терпеть такого на-силия от своего князя великого, Василия Димитриевича, что отнял у нас, у св. Софии и у Великого Новгорода пригороды и волости, нашу отчину и де-дину, хотим поискать их», - и целовали крест все за один брат, что отыс-кивать им пригородов и волостей св. Софии и Великого Новгорода, сказали: «Или найдем свою отчину, или головы свои положим за св. Софию и за свое-го господина, за Великий Новгород». Владыка Иоанн благословил своих де-тей, и новгородцы с тремя воеводами отправились за Волок, на Двину, к городку Орлецу. |