В таком положении находились дела, когда вступил на престол
Сигизмунд-Август. Мать, королева Бона, воспитала его согласно с своими
правилами и целями: она ослабила его душевные силы, держа его постоянно
среди женщин, не допуская ни до каких серьезных занятий. Такое воспитание
отразилось на поведении короля во время его правления, и он был прозван
король-завтра по привычке откладывать и медлить; мы видели, как эта привычка
была выгодна для Иоанна IV. Сигизмунд-Август три раза был женат: первая и
третья жена, обе из австрийского дома, не могли привязать его к себе;
вторая, любимая жена, Варвара, вдова Гастольд, урожденная Радзивилл, которую
он так мужественно отстоял против сената и сейма, требовавших развода, скоро
умерла после своей победы и коронации; последнее время жизни
Сигизмунд-Август провел окруженный наложницами, которые его грабили,
колдуньями, которых он призывал для восстановления сил, потерянных от невоздержности; когда у него спрашивали, отчего он не займется нужными делами, то он отвечал: «Для этих соколов (так он называл женщин) ни за что взяться не могу». Когда король умер, то в казне его не нашлось денег, чтоб заплатить за похороны, не нашлось ни одной золотой цепи, ни одного кольца, которые должно было надеть на покойника. Но не от характера Сигизмунда-Августа только зависело внутреннее расстройство его владений, медленность в отправлениях государственной жизни: жажда покоя, изнеженность, роскошь овладели высшим сословием; и эта жажда покоя, отвращение от войны оправдывались политическим расчетом - не давать посредством войны усиливаться королевскому значению, причем забыто было положение Польши, государства континентального, окруженного со всех сторон могущественными соседями. Кардинал Коммендоне, посол папский, желая побудить поляков к войне с турками, так говорил в Сенате: «Не похожи вы стали на предков ваших: они не на пирах за чашами распространили государство, а сидя на конях, трудными подвигами воинскими; они спорили не о том, кто больше осушит покалов, но о том, кто кого превзойдет в искусстве военном». Тот же упадок нравственных сил в польских вельможах, ту же страсть к материальным наслаждениям заметил и московский выходец, князь Курбский. «Здешний король, - пишет он, - думает не о том, как бы воевать с неверными, а только о плясках да о маскерадах; также и вельможи знают только пить да есть сладко; пьяные они очень храбры: берут и Москву и Константинополь, и если бы даже на небо забился турок, то и оттуда готовы его снять. |