Коммендоне теперь нужно было только помирить Сиротку
Радзивилла с Ходкевичем, что было сделать легко, ибо личной вражды между
ними, как у Фирлея со Зборовским, не было. Приготовивши сильные средства для
избрания короля-католика в Польше и Литве, Коммендоне начал внушать, что
всего лучше выбрать одного из сыновей императора Максимилиана в Литве, и
Радзивилл и Ходкевич были согласны на это: Радзивилл - по давней связи
своего рода с австрийским домом, Ходкевич - из боязни, чтоб выбор не пал на
царя московского, к которому он питал сильное нерас положение,
предводительствуя постоянно литовскими войсками, действовавшими против
Москвы. Но Радзивилл и Ходкевич одни не могли помешать избранию царя или
царевича московского: еще в 1564 году Коммендоне доносил в Рим, что все
жители Киева благоприятствуют московскому государю по причине веры; по
смерти Сигизмунда-Августа он доносил также о движении православного
народонаселения в Литве в пользу царя московского; до нас дошла любопытная
статья, составленная аббатом Джиованнини, в которой исчисляются все
побуждения к избранию московского царя и все препятствия к этому:
препятствует избранию царя, во-первых, то, что он постоянно враждовал с Короною Польскою и оскорблял ее тем, что завоевал два княжества в Литве; вторым препятствием служит греческая вера, им исповедуемая; третьим - суровость нрава, жестокое обращение с боярами; будут препятствовать ему также император германский и султан турецкий; каждый из них боится иметь его в соседстве, особенно турок, который не захочет иметь в соседстве государя могущественного и воинственного и, что всего опаснее, государя греческой веры, способного, следовательно, возбуждать греческое народонаселение к восстанию против турок; наконец, препятствует выбору царя у поляков мысль, что средоточие и величество целого государства перенесутся в Москву. |