Создание условий для развития культуры Как об этом было сказано выше, около 75% румынской элиты сформировалось на Западе, особенно во Франции. Лидеры, осознающие возможность влияния на дальнейшую судьбу своей страны, поставили своей целью создание социальных и государственных учреждений по образцу развитых стран, что позволило бы сократить существующий разрыв с Западной Европой.
С целью обеспечения новых условий для развития культуры было необходимо заложить основы современного образования. Значительную роль в этой области сыграл господарь А.И. Куза, который в ноябре 1859 г. распорядился о разработке принципов деятельности деканов юридических факультетов и градации ученых званий в университетах. С открытием трех вузов: Консерватории музыки и красноречия, Университета с четырьмя факультетами (юридический, философско-филологический, наук и теологический) и Института искусств — город Яссы становился в октябре 1860 г. «столицей» высшего образования. Через четыре года в Бухаресте были созданы аналогичные учебные заведения: Университет с тремя факультетами (юридическим, философско-филологическим и наук), Консерватория музыки и красноречия, Школа изобразительных искусств.
В период господарства Кузы был принят Закон об общественном образовании (декабрь 1864 г.), на основе которого была создана единая система обучения на всей территории страны и установлены сроки [учебы]: начальное — 4 года, неполное среднее — 7 лет. высшее — 3 года. Начальное образование было обязательным и бесплатным — положение, которое существовало не во многих странах мира. Положения данного закона оставались в силе до конца XIX в., до принятия «Закона Пони» (1896) и «Закона Харета» (1898), авторы которых были министрами образования того времени. Разработанный С. Харетом закон устанавливал 8-летний срок неполного среднего образования, разделенного на два цикла (начальный и продвинутый — высший) с введением современного, классического и реального обучения на продвинутом этапе.