Советская сторона, в свою очередь, ссылаясь на право наций на самоопределение, предложила организовать плебисцит в Бессарабии. Двусторонние переговоры были прерваны, румынская делегация, отклонив советские предложения, выразила при этом готовность продолжить переговоры. Положение усугубилось во второй половине 1924 г., когда в Бессарабии, вблизи румыно-советской границы, произошли кровавые столкновения между частями румынской армии и проникшими на ее территорию советскими агентами, поддержанными некоторыми местными жителями, разделявшими прорусские и прокоммунистические настроения. Инцидент был ликвидирован румынскими властями, однако в октябре того же года Москва приняла решение о создании на левом берегу Днестра Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики в составе Украинской Советской Социалистической Республики. Румыно-советские переговоры были возобновлены в 1934 г. Николаем Титулеску и Максимом Литвиновым. Путем обмена дипломатическими нотами, правительства обеих стран взаимно гарантировали суверенитет каждой из сторон и обязались воздерживаться от любого вмешательства во внутренние дела. Николае Титулеску был наделен румынским правительством полномочиями для заключения договора о взаимной помощи с Советским Союзом. В 1935 г. начались переговоры по подготовке и заключению данного договора, однако он так и не был ратифицирован, поскольку советская сторона отложила его рассмотрение на осень 1936 г., а в августе того же года Н. Титулеску был снят с поста министра иностранных дел Румынии. Советское руководство отказалось от продолжения переговоров, и вопрос о заключении двустороннего договора остался нерешенным. Международная обстановка на всем протяжении 1930-х годов, усиление роли Германии и отсутствие решительности со стороны западных демократий вынудили Румынию после 1936 г. переориентировать свою внешнюю политику в целях предотвращения собственной дипломатической изоляции. В этой новой обстановке, когда надежды на возвращение утраченных вследствие Триа-нонского мирного договора территорий не покидали ни одно из межвоенных венгерских правительств, а Бухарест не шел ни на какие уступки, которые могли бы ослабить его суверенитет над Трансильванией, вопрос о статусе этой провинции стал одним из приоритетных в румынской внешней политике. |