Издание эдикта Каракаллы существенно упростило римскую систему общественных отношений. Благодаря ей возникли два больших гетерогенных социальных слоя, различных по материальному положению, — honestiores и humiliores. Во главе социальной иерархии провинции Дакия находились представители сенатского сословия в лице наместника, командиров легионов и трибунов-латиклавиев. Затем следовали представители сословия всадников, состоявшего из провинциальных прокураторов, финансистов, таможенников и сословия декурионов (ordo decurionum). Именно городская знать осуществляла акты эвергетизма (дара индивида обществу ради славы и власти). В Траяновой Ульпии Сармизегетузе, самом известном римском городе Дакии, таких деяний совершалось не так уж много, что свидетельствовало о более скромном материальном положении тамошней аристократии по сравнению со знатью других провинций. Известен лишь один случай, когда императором был построен акведук в Траяновой Ульпии Сармизегетузе. В этой столице Марк Процилий Никета, duumvir и Патеп, возвел и украсил aedes AugustaUum на форуме колонии, а Публий Элий Теймет, бывший дуумвир, воздвиг храм в честь пальмирских богов. В Апуле храмы посвящались Непобедимому Солнцу, Юпитеру, Юноне, Юпитеру Долихену, Фортуне, Немезиде, а в Потаиссе с помощью легиона в 255 — 258 г. н. э. было завершено строительство храма в честь бога Азиза Доброго Юноши (DeusAzizos Bonus Риег). Отпщенник П. Элий Эвфор возвел храм Митры в Миции, а один императорский отпущенник — святилище в честь богов врачевания в Ампеле. Реже встречаются свидетельства о пожертвованиях на нужды простого народа. Так поступила, например, Луция Юлия из Апула, которая в качестве благодарности за памятник, поставленный ее супругу, пожертвовала народу масло для общественных бань. |