ИСТОРИЯ КИПРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Основателем Кипрской церкви по праву можно назвать апостола Варнаву, который. будучи киприотом, вместе с апостолом Павлом проповедовал на Кипре в 45-м и 50-м гг. вместе со своим племянником Марком. К сожалению, нам не много известно о миссионерской деятельности Варнавы, особенно во время его второго посещения острова. В позднейших источниках ("Деяния и страдания Варнавы на Кипре", "Похвала апостолу Варнаве") рассказывается о том. как апостол Варнава обошел весь Кипр с христианской проповедью, о том, как апостолы Павел и Варнава, встретив на Кипре воскрешенного Христом Лазаря, рукоположили его во епископа Китийского. Умерев вторично спустя восемнадцать лет, он был погребен в Китии, где на его могиле построен в VI в. храм Св. Лазаря. Его мощи были впервые обретены в 890 г., и византийский император Лев Мудрый перенес их в Константинополь, а за это прислал деньги на строительство храма Св. Лазаря в Ларнаке. В 1204 г. крестоносцы перенесли мощи в Марсель. Семь лет трудился Варнава, организуя Кипрскую церковь, несмотря на сильное противодействие иудеев, которые в конце концов схватили его и побили камнями, что произошло, вероятно, около 57 г. Тело апостола было похоронено Марком к западу от Саламина. К IV в. значительная часть жителей острова уже была обращена в новую веру. На I Вселенском соборе в Никее в 325 г. присутствовали три кипрских епископа: Пафский — Кирилл, Саламинский — Геласий и Тримифунтский — Спири- дон. В деяниях Сардикийского собора (343 г.) имеются подписи уже двенадцати кипрских епископов. Блаженный Иероним в своем 92-м письме и александрийский патриарх Феофил, писавший жителям Кипра в 400 г., упоминают имена пятнадцати епископов. В это время на Кипре, как и в остальной церкви, имела место митропольная система организации епархий. Были также и хорепископы, подчинявшиеся епископам городов. Сначала кафедральным городом архиепископа был Пафос, с первой половины IV в. им стал Саламин, переименованный Константином в Констанцу. С середины VIII в. кафедральным городом становится Арсиной. позднее Аммохост, а с 1215 г. — Никосия. |