Княжна руководила ею более 26 лет. В ней дочери киевских знатных граждан обучались письму, шитью, пению, вышивке, правилам благородного поведения, чтению. Однако как цельная система светское образование отсутствовало, главным методом обучения оставалось заучивание латинских, греческих, древнееврейских текстов наизусть, читали Псалтырь, служебники, часословы. Грамотность насаждалась сверху, поэтому еще при Владимире детей для обучения зачастую забирали у родителей насильно, а матери плакали по ним, «аки по мертвецам». Развивалось и книжное дело: в 1056—1057 годах было написано «Остромирово Евангелие», в 1073 — «Изборник» Святослава, в 1092— «Киевское Евангелие». Естественно, рукописные книги были очень дорогими и доступны только для немногих. С 998 года началось их тиражирование. Среди княжеских семей и высшей элиты известны знатоки иностранных языков, особенно греческого, латыни, болгарского, немецкого, а также почитатели Гомера, Платона, Демокрита, Аристотеля. В 1037 году княжна Евфросиния создала библиотеку при Софийском соборе, затем книжные собрания появились в монастырях, центрах уделов. Некоторые современные ученые считают, что в XI—XIII веках на территории Руси в обращении находилось около 140 тысяч книг нескольких сот названий. Кроме того, было написано не менее 95 литературных произведений, включая первый труд географического характера — «Жизнь и путешествия Данилы, настоятеля монастыря в Русской земле» (после 1108 года), книгу по медицине «Алима» («Мази»). Неизвестными авторами созданы циклы былин о трех богатырях — Илье Муромце, Алеше Поповиче иДобрыне Никитиче, воспеты их ратная служба при дворе князя Владимира, борьба с силами зла — змеем Тугарином, Жидовином и другими мифическими персонажами. Напомним, что в 1643 году Илья Муромец был канонизирован православной церковью, а его гробницу перенесли из усыпальницы Софийского собора в Киево-Печерский монастырь. |