Ведь на трудах таких мыслителей, как А. Модржевский, Я. Ласки, поэтов М. Сербевского, Яна и Петра Коханов-ских, воспитывались многие выдающиеся личности Украины. А произведения вышеназванных авторов не уступали лучшим образцам европейского Ренессанса. К тому же многие украинцы обучались в университетах Кракова, Падуи, Болоньи, Праги и других просветительских центров. В искусстве и архитектуре украинское барокко фактически являлись отражением, хотя и не зеркальным по содержанию, его польской формы. Процесс полонизации затронул верхушку украинской аристократии, которая сознательно шла на утрату национальной и религиозной идентификации, пополняя зато состав крупных земельных магнатов. Характерен в этом отношении пример И. Вишневского — родственника митрополита П. Могилы (Мовилэ). Став католиком (изменив имя «Ярема» на «Иеремию»), он сконцентрировал в своих руках земельные площади вокруг города Лубны с населением 288 тысяч человек, а его сын Михаил в 1669 году получил польскую королевскую корону. Хорошо известна роль в польской истории и таких этнографических украинцев, как Збаражские, Чар-торыйские, Заславские, Потоцкие, Сангушки, Сапеги, Ходкевичи и т. п. Видимо, первый научно-культурный кружок в Киеве создали в XV веке генуэзцы из Крыма. В середине XV столетия просвещенная часть киевлян из числа евреев и караимов занималась переводами сочинений арабских и еврейских мыслителей — Аль-Газали, М. Маймоена и других. Существование этой группы «ожидовленных» символизировало переориентацию части элиты на западно-европейскую ренессансную, культуру. Не случайно поэтому их система мышления: базировалась на арабо-европейской рационалистической1 философии, древнееврейской библейской и научно-естественной оригинальной и переводной литературе. «Ожидовленные» и близкие к ним еретические учения представляли религиозно-оппозиционный поток, зде вызревал потенциал вольномыслия.. Разворачивалась деятельность украинско-польских гуманистов С. Ореховского, П. Русина, Ю. Котермака. A. Чагровского, М. Стрийковского. |