В результате ползучей полонизации исчезает как сословие категория украинских магнатов. Поэтому в XVII веке украинское общество лишилось той руководящей и организующей силы, которая могла бы заняться местным государственным творчеством. Богатая украинская шляхта также в основном денационализировалась, и близко к массам находилось лишь мелкое шляхетство, часть белого и черного духовенства. В этот период шел процесс объединения мещанской аристократии с казацкой старшиной, и именно этот союз оказался наиболее стойким защитником православия; с него началось национально-культурное и социально-политическое пробуждение.
Одновременно возникли две культуры и два типа украинского характера — крестьянский и рыцарско-каза-чий. Если для носителей первого из них главной, стержневой идеей жизни являлась Божья защита, то для вторых — оборона веры, групповых святынь, презрение к земному, духовный аскетизм (но в причудливом сочетании с бытовым разгулом). Если для казацкого мироощущения смерть являлась глубочайшей трагедией, то для крестьянского лишь обозначала неминуемый этап циклического процесса бытия.
Подытоживая сказанное, отметим: пребывание украинских земель под властью Речи Посполитой стало причиной того, что в начале XVII столетия украинцев рассматривали на территории Московского государства как иностранцев, язык которых так же непонятен, как немецкий или польский. По этой причине общение в Москве с Л. Зизанием происходило в 1627 году через переводчика.
Гетманщина второй половины XVII — конца XVIII века
Начало освободительной войны украинского народа против польской шляхты -
В течение февраля 1648 — сентября 1676 года в Украине шла национальная революция, рег зультаты которой во многом изменили геостратегическую ситуацию в Восточной Европе. Она несла в себе эле? менты религиозной, гражданской войны, шла в русле других европейских политических движений.