Для элиты Западной Украины все более закономерным со второй половины XVII столетия становятся ополячивание, мадьяризация, переход на консервативные и клерикальные позиции, «наивный, хамский аристократизм», прислуживание австрийским властям. Выгодное с точки зрения экономики расположение основных городских центров позволяло им играть роль транзитных пунктов торговли между Европой и Азией. В середине XVII столетия Львов превратился в крупный центр ремесла и торговли, цеховых предприятий. Продвижение западноукраинских земель по пути прогресса практически во всех сферах жизни особенно ускорилось в 60—70-х годах XVIII века, во время реформаторского правления Марии Терезы и Иосифа II. Затем начался отход от этого курса, продолжавшийся почти до середины XIX столетия. Результатом стали экономический регресс, падение уровня культуры, образования. Культура Украины второй половины XVII—XVIII века Во второй половине XVII столетия условия для развития в украинских землях культурнического процесса несколько улучшилось. При многих церковных парафиях и монастырях действовали приходские школы, где странствующие дьяки учили детей письму, чтению и счету. В XVIII веке начальных школ в российской Украине оставалось еще достаточно: в Нежинском полку их действовало 217, Лубенском — 172, в Миргородском поменьше — 37. С 1789 года открылись, как и по всей России, народные училища, в которых обучение велось на русском языке. Именно этот подход стал причиной существования в селах Украины так называемой вторичной безграмотности. В Восточной Галиции после 1772 года начали открывать одно—четырехклассные школы с немецким языком обучения, а в селах — приходские. Основными учебниками служили: «Букварь языка славянского» С. Полоцкого, «Граматика славенск1я правильное синтагма» М. Смотрицкого, «Синопсис» И. Гизеля, излагавший историю Украины с имперской точки зрения, а также часословы и псалтыри. |