Внутреннюю сущность человека он трактовал как непрестанную борьбу двух начал — добра и зла, придавая последнему социальное содержание. Спасение от несправедливостей Г. С. Сковорода видел в самопознании, добропорядочности и неустанном труде. Социальный прогресс для философа — в познании мира, усовершенствовании духовного потенциала человека, в накоплении и передаче знаний новым поколениям. Работая на переломе эпох, Г. Сковорода отстаивал приоритет внутренних переживаний над внешними действиями, склонялся к воспеванию покорности, терпимости, веры в лучшее будущее как непременной потребности человека. В то же время он «реабилитировал» античность, находя в греко-римской культуре основу для формирования педагогических идей, использовал теорию Платона о «биологическом аристократизме», т. е. согласовании природы «человека и его социальной функции». Сын сотника Полтавского полка Я. П. Козельский (1729—1795) издал «Статьи о философии и ее части из французской энциклопедии». Он защищал природные права человека, осуждал крепостничество, будучи в этом предшественником А. Радищева. В 70-х годах XVII столетия некоторые киевские интеллектуалы стали идеологами династий Рюриковичей, и Романовых. Если до лета 1705 года Ф. Прокопович называл И. С. Мазепу великим наследником князя Владимира, то 5 июля этого же года в храме святой Софии воспел прибывшего в Киев Петра I как потомка и наследника не только Владимира, но и Святослава, Ярослава, Всеволода и Святополка. С 1716 года, будучи фактическим руководителем православной церкви России, реорганизовал ее, полностью подчинив светской власти. Как и С. Полоцкий, С. Яворский, он переходил из православия в униатскую веру и наоборот, поэтому вера для него стала подчиняться знанию. Превратившись в придаток государственной машины, православная церковь не только теряла авторитет, но и запятнала себя преступлениями против собственной паствы, приняв участие в системе доносительства. Определенную лепту в этот процесс внес и С. Яворский, получивший в декабре 1700 года пост «экзарха святейшего патриаршего престола». |