Их вывод конца 50-х годов XIX столетия о том, что «деятельность украино-филов пахнет революционным обособлением Малороссии и отделением языка», не соответствовал истине. Даже среди документов Кирилло-Мефодиевского общества были найдены записи верноподданнического характера: Слава, слава To6i вовiки, Орле наш двоглавий». Скорее спонтанный протест украинских интеллигентов, усиление их оппозиции розндали шовинистические предложения, подобные высказыванию графа Ф. И. Толстого: Н. В. Гоголя следует отправить в цепях в Сибирь как врага России, потому что он гордится Малороссией. Атмосфера первой половины XIX века родила в Российской империи около 980 революционеров, в то время как после реформы 1861 года к началу следующего столетия их число возрасло более чем в 25 раз. Это означал процесс бурной радикализации общества, что не могло не отразиться на ходе событий в XX столетии. Общественно-политические изменения в Западной Украине Основную массу населения Галиции, Буковины и Закарпатья составляли украинцы. Однако почти до конца Первой мировой войны самоидентификация жителей украинцами наблюдалась крайне редко, чаще использовалось понятие «русины» (в австрийской терминологии— «рутени») или региональные названия — гуцулы, лемки, бойки, буковинцы, батю-ки, русаки, угоросы и т. д. Только в Северной Буковине к началу XX века украинцы составляли менее 40 процентов населения, в Восточной Галиции и Закарпатье их насчитывалось около 70 процентов. Но вследствие ассимиляторской политики Австрии (с 1867 года — Австро-Венгрии) здесь рос удельный вес поляков, румын и венгров. Более 90 процентов украинцев жили в сельской местности и занимались сельским хозяйством, в городах по числу жителей они находились на третьем месте после евреев, поляков, немцев (или венгров). В Восточной Галиции в 1900 году торговлей или коммерцией занимались 20 029 украинцев, но 279 571 еврей. |