Никакой критики не выдерживал бытовой уровень жизни сельских тружеников: в конце 80-х годов лишь 5% украинских сел пользовались природным газом (в Белоруссии — 80%), водопровод имели 15%, центральное отопление — 3,2 процента и т. п. Только с лета 1964-го на колхозников распространили закон о пенсионном обеспечении: для мужчин — с 65 лет, для женщин — с 60 лет. С середины 80-х ухудшилось материальное и финансовое обеспечение высшей школы, ослабела ее ис-следовательско-производственная и конструкторско-технологическая база, имел место спад строительных работ. За последние пять лет советской власти в Украине вдвое вырос уровень грабежей и разбоев, на 31 процент увеличилось количество преступлений с нанесением тяжких телесных повреждений, на 10,5% — умышленных убийств, на 45% — случаев незаконного владения оружием, на 72% — воровства государственного и общественного имущества, в 2,6 раза — краж личного имущества граждан. Громоздкому централизованному планированию оказалось не под силу своевременное освоение компьютерной техники и информатики, мелкого высокотехнологичного производства, быстрое насыщение изменяющихся потребностей. В советской экономике отсутствовал механизм саморазвития, а стратегические просчеты в инвестиционной политике, гонка вооружений привели к неоправданной растрате ресурсов. Ослабление политико-идеологических рычагов, падение дисциплины труда, рост деморализации общества, почти полное исчезновение энтузиазма довершили дело. Сочетание структурного, психологического, экономического, общественного кризисов вплотную подвело правящую элиту к необходимости серьезных перемен. Однако провозглашенная в июне 1987 г. на пленуме ЦК КПСС программа радикальной реформы управления экономикой, инициированная группой М. С. Горбачева, так и не сработала. Не удалось соединить в единую систему взаимоисключающие элементы: народнохозяйственное планирование, рыночное саморегулирование и политическую демократию. |