Близость предсказанного иоахимитами «второго пришествия Христа» (1260 г.) усиливала еретические настроения и активизировала сектантство.
Особо благоприятный отклик иоахимитство нашло среди низших слоев населения, настроения которых всегда имели более радикальный оттенок.
Еретическое движение к концу XIII в. претерпело серьезные изменения. Превращение части горожан в правящую прослойку итальянских городов-государств сказалось на судьбах многих сект. Наиболее близкие к бюргерской ереси направления (патарены, вальденсы и их последователи) или значительно эволюционировали, или, постепенно угасая, сходили с исторической арены. В то же время широкий размах получили народные ереси. Расслоение крестьянства, его отрыв от земли, возникновение новых форм эксплуатации как в городе, так и в деревне нарушали привычный уклад народной жизни, усиливали стремление к старым идеалам. Эти идеалы наиболее полно выражались в теории спиритуалов, и естественно, что многие из еретических направлений копировали практику францисканского ордена. «Каждый, кто хочет основать какое-нибудь новое братство,— тонко подметил известный хронист XIII в.
Салимбене,— обязательно перенимает что-либо у миноритов» 2. Широкое распространение получает и флагеллантство («самобичевание»), утверждающее, что наступило время, предсказанное Иоахимом Флорским; возникнув в середине XIII в., оно сразу приняло невиданный размах. Религиозная экзальтация, ожидание неминуемых изменений, оппозиция официальной церкви во второй половине XIII в. достигают исключительного накала. В этих условиях в 1260 г. возникает секта апостольских братьев.
Основателем секты был неграмотный монах, в прошлом простой крестьянин пармской округи — Сегарелли. Выступая под личиной «простонародной святости», из-за чего современники называли его дурачком и шутом, он начал пропаганду новой ереси, основанной на идеалах раннехристианской, апостольской церкви.