Таковы были все эти московские или вообще северные князья-хозяева, собиратели земли.
Но если, с одной стороны, странно желание некоторых отнять у Иоанна значение важного самостоятельного деятеля в нашей истории; если, с другой стороны, странно выставлять Иоанна героем в начале его поприща и человеком постыдно робким в конце, то более чем странно желание некоторых оправдать Иоанна; более чем странно смешение исторического объяснения явлений с нравственным их оправданием. Характер, способ действий Иоанновых исторически объясняются борьбою старого с новым, событиями, происходившими в малолетство царя, во время его болезни и после; но могут ли они быть нравственно оправданы этою борьбою, этими событиями? Можно ли оправдать человека нравственною слабостию, неуменьем устоять против искушений, неуменьем совладать с порочными наклонностями своей природы? Бесспорно, что в Иоанне гнездилась страшная болезнь, но зачем же было позволять ей развиваться? Мы обнаруживаем глубокое сочувствие, уважение к падшим в борьбе, но когда мы знаем, что они пали, истощив все зависевшие от них средства к защите; в Иоанне же этой борьбы с самим собою, с своими страстями мы вовсе не видим. Мы видим в нем сознание своего падения. «Я знаю, что я зол», - говорил он;
но это сознание есть обвинение, а не оправдание ему; мы не можем не уступить
ему больших дарований и большой, возможной в то время начитанности но эти
дарования, эта начитанность не оправдание, а обвинение ему. Его жестокости
хотят оправдать суровостию нравов времени; действительно, нравственное
состояние общества во времена Иоанна IV представляется нам вовсе не в
привлекательном виде; мы видели, что борьба между старым и новым шла уже
давно и давно уже она приняла такой характер, который не мог содействовать
умягчению нравов, не мог приучить к осторожному обхождению с жизнию и честию
человека; действительно, жесткость нравов выражается и в письменных
памятниках того времени: требуя установления наряда, прекращения
злоупотреблений, указывали на жестокие средства как на единственно способные прекратить зло; так, например, в очень распространенном в древности сказании Ивана Пересветова «О царе турском Магмете, како хотел сожещи книги греческия» строгий суд и жестокие казни султана прославляются как достойные подражания: «Магмет-салтан учал говорити: аще не такою грозою великий народ угрозити, ино и правду в землю не ввести». |