Будучи, по
тогдашним понятиям, человеком худородным, выдвинутый смутами бурного времени
из толпы, стремясь страстно к первенству Ляпунов ненавидел людей, которые
загораживали ему дорогу, которые опирались на старину, хотели удержать свое
прежнее значение. В то время когда города призывали друг друга к восстанию
на врагов веры, один Ляпунов не удержался и сделал в своей грамоте выходку
против бояр. И после,» ставши главным вождем ополчения, он не только не
хотел сделать никакой уступки людям родовитым и сановным, но находил
особенное удовольствие унижать их» величаясь перед ними своим новым
положением, и тем самым возбуждал негодование, вражду, смуту. Другою, еще
более важною, причиною неуспеха было то, что Ляпунов, издавна неразборчивый
в средствах, и теперь, при восстании земли для очищения государства, для
установления наряда, подал руку - кому же? Врагам всякого наряда, людям,
жившим смутою, козакам! С ним соединились козаки, бывшие под начальством
Заруцкого, Просовецкого, князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого - всех
тушинских бояр и воевод. Говорят, будто Ляпунов приманил Заруцкого
обещанием, что по изгнании поляков провозгласит царем сына Марины, с которою Заруцкий был уже тогда в связи. Мало того, Сапега, проливший столько русской крови, так долго сражавшийся против Троицкого монастыря, Сапега объявил желание сражаться против своих поляков за православную веру, и Ляпунов принял вредложение! Вот что писал Сапега к калужскому воеводе, князю Трубецкому: «Писали мы к вам, господин! Много раз в Калугу о совете, но вы от нас бегаете за посмех: мы вам никакого зла не делали и вперед делать не хотим; мы хотели с вами за вашу веру христианскую и за свою славу и при своих заслугах горло свое дать, и вам следовало бы с нами советоваться, что ваша дума? Про нас знаете, что мы люди вольные, королю и королевичу не служим, стоим при своих заслугах, а на вас никакого лиха не мыслим и заслуг своих за вас не просим, а кто будет на Московском государстве царем, тот нам и заплатит за наши заслуги. Так вам бы с нами быть в совете и ссылаться с нами почаще, что будет ваша дума, а мы от вас не прочь, и стоять бы вам за православную христианскую веру и за святые церкви, а мы при вас и при своих заслугах горла свои дадим. |