Христианские памятники. Признание христианства повлекло за собой сооружение зданий и памятников, носящих иной характер, нежели здания и памятники языческой эпохи. Преследования, которым подвергалось христианство в течение первых четырех веков, не позволяли христианам заниматься внешним украшением и отделкой принадлежавших им помещений. Обычно они собирались в частных домах, в молельнях богачей, на фамильных кладбищах богатых покровителей. На территории этих кладбищ христианские общины хоронили покойников. Рост числа верующих привел к большому расширению кладбищ, к созданию подземных галерей или пещер. Эти галереи в результате превращались как бы в подземные городка-катакомбы с улицами и маленькими площадями. Местные памятники. Несмотря на интенсивность романизации, культура местных поселений и прежний образ жизни полностью сохранились в различных областях полуострова. Черты самобытности заметны в религиозных и иных памятниках, которые продолжали воздвигать испанцы. Таковы, например, погребения в центральной и северной частях полуострова с характерными статуями воинов, найденные в Галисии и Португалии, статуи четвероногих (быков, кабанов, свиней и лошадей), о которых мы уже упоминали. Образцами последних являются знаменитые быки Гисандо. Имеются различные по форме памятники—так называемые «сипо» (пьедесталы), украшенные барельефами и высеченные в скалах с надписями на местном языке и рисунками. Объектами местных культов являются бронзовые идолы, изображающие человеческие фигуры. Было найдено значительное число таких фигур, и они сильно отличаются от изображений римского происхождения. Частная жизнь. Римляне оказали на характер городов гораздо большее влияние, чем финикийские, греческие и карфагенские колонизаторы, и создали в Испании крупные центры с передовой культурой. Местные жители, напротив, жили большей частью в деревнях и хуторах, рассеянных на значительной территории, хотя у них также были города, крепости и убежища, в которых они укрывались во время войны. |