С этого момента Толедо становится не только стратегическим центром войн реконкисты, из которого можно было совершать походы в мусульманские владения, но одновременно и выдающимся культурным центром. Толедо был городом, где скрещивались два течения: одно, идущее из христианских королевств севера, и другое, истоки которого лежали на востоке, в странах арабской культуры.
Со взятием Толедо усилилось влияние мосарабов, единоверцев северных христиан, избавленных от мусульманского владычества.
Условия договора-капитуляции, заключенного с аль-Кадиром, не были полностью соблюдены. Победители спустя несколько дней после вступления в город захватили у покоренных мусульман большую мечеть и превратили ее в христианскую церковь.
Военные последствия взятия Толедо. Огромный эффект произвело завоевание Толедского королевства на мусульман. Все таифские эмиры стали искать покровительства Альфонса, умоляя о заключении мира и предлагая ему дань. Одно кастильское войско осаждало Сарагосу; другое овладело Валенсией и посадило на трон аль-Кадира (в соответствии с капитуляцией 1085 г.), оставаясь, однако, в качестве истинных хозяев завоеванной территории на валенсийских землях. Отряд рыцарей под водительством Гарсии Химе-неса захватил замок Аледо (стр. 143) и оттуда постоянно угрожал Мурсии и Альмерии. Альфонс по праву именовал себя «властелином людей двух религий».
При этих обстоятельствах мусульманским эмирам пришлось призвать на помощь альморавидов; последствия их вторжения нам уже известны. Но альморавиды не сумели воспользоваться своими победами, и, хотя они заставили христиан отказаться от осады Сарагосы и оставить Валенсию и Аледо, основные завоевания Альфонсу удалось сохранить. Король умер 30 июня 1109 г., огорченный понесенными поражениями и смертью сына Санчо.