Юсуф, подстрекаемый факихами, приказал разрушить древнюю, вероятно еще вестготских времен, христианскую церковь в Гранаде. Мосарабы оказывали содействие Кастилии и Арагону в войнах реконкисты; повидимому, гранадские мосарабы призвали на помощь Альфонса I Арагонского, в войске которого насчитывалось около 10 тысяч христиан из мавританских земель. Однако гранадский поход Альфонса I вызвал репрессии против мосарабов, которые остались на мусульманской территории. В 1126 г. многие из них были изгнаны и казнены, у большинства же мосарабов было конфисковано имущество. В 1137 г. мосарабы вновь были изгнаны из Гранады. В 40-х и 50-х годах мосараб-ское население этого города возросло в численности благодаря покровительственным мероприятиями эмиров, но в 1164 г. большинство мосарабов было истреблено во время погрома. Не следует, однако, думать, что нетерпимость была основным принципом, определявшим политику альморавидов по отношению к мосарабам. Напротив, причиной многих возмущений испанских мусульман было недовольство покровительственными мерами альморавидских властителей Али и Тешуфина, которые принимали христиан в ряды войска. Более нетерпимыми оказались альмохады, которые в 1146 г. изгнали (главным образом из Марокко) множество христиан, отказавшихся перейти в ислам, и разрушили их церкви. Немало эмигрантов из Африки и Андалусии нашли убежище в Кастилии. Впрочем, отдельные группы мосарабов сохранились на мусульманских территориях, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что в Валенсии незадолго до вступления в этот город войск Хайме I действовала церковь св. Висента. Между тем завоевания, которые предпринимали христианские королевства, продолжались. В 1085 г. было взято Толедо, а в первой половине XIII в. осуществлены были предприятия Фернандо III и Хайме I. Борьба приобретала все более и более ожесточенный характер, а в связи с этим изменялось к худшему положение мосарабов, для которых, правда, открыта была возможность переселения на христианские земли. |