Такое решение было принято на кортесах в Уэске в 1245 г. Это был первый документ, в котором отражалось бедственное положение народных масс. Движение за освобождение началось в Арагоне позже и относится полностью к следующему периоду- Мавританские рабы, приписанные к земле, назывались, как в Наварре и Каталонии,—эска-рико (exaricos). Их положение было отлично от положения сервов-хри-стиан. Наиболее древние документы, в которых упоминаются эскарико, относятся к периоду 1095—1247 гг. Следует, однако, отметить, что форма крепостной зависимости, распространявшаяся на мавров в Кастилии, носила личный характер, в то время как в Арагоне и Каталонии мусульман прикрепляли к земле. В общем арагонский социальный строй был более аристократичным, а арагонские законы более суровы (для народных низов), чем законы Леона и Кастилии. Иностранцы. Помимо коренного, христианского населения, в Арагоне, так же как и в Кастилии, имелись и другие значительные группы населения—евреи, мосарабы, мудёхары. До начала XIII в. положение евреев было таким же, как в этот же период в Кастилии и Леоне. В некоторых арагонских городах евреи образовали влиятельные общины (например, в Туделе). Хайме I покровительствовал им (хотя в его время уже начинаются религиозные преследования), объявив их своими клиентами; это, правда, не мешало королю благоприятно относиться к проектам обращения евреев в христианство, которые разрабатывались и предлагались духовенством. Он разрешал устраивать публичные диспуты между священниками и раввинами и на некоторых из них присутствовал лично. Число мосарабов увеличивалось в ходе завоеваний. Альфонс I покровительствовал андалусским мосарабам; 10 тысячам мосарабов он предоставил землю; с ростом числа мосарабов росло и их значение, что особенно сказалось в сфере культуры и наложило отпечаток на развитие языка в северных областях Испании. То же самое можно сказать и о мудёхарах, обосновавшихся здесь, в конце XI в. В Арагоне мудёхаров было гораздо больше, чем в Кастилии, так как им покровительствовали короли, как, например, Альфонс I. |