В этом отношении выделяется прежде всего оригинальный и проникновенный поэт Соломон Бен-Габироль (1021 —1070 гг.), автор философской книги, озаглавленной «Источник жизни» (которая оказала большее влияние-на христиан, чем на его единоверцев) и ряда поэтических произведений, также философского характера. За ним следовали Абраам бен Давид, или Дауд, из Толедо, автор многих философских и астрономических работ, среди которых выделяется «Эмуна Рама» («Возвышенная вера»), написанная в 1161 г. и имевшая целью согласовать с религией философские доктрины,, в частности доктрину о свободе воли. Иегуда Бен Галеви, из Лусены, философская поэма которого о Кузари была переведена на кастильский язык; Моисей-бен-Эзра (1070—1139 гг.), разносторонний ученый, пропагандист философских идей своих единомышленников. Многие европейские ученые после преследований со стороны альморавидов и разрушения Лусены (1146 г.) укрылись в Толедо и в других христианских городах. Толеднами по рождению былиибн-Эзра, Дауд и Бен-Галеви и, наконец, великий Моисей бен-Май-мон или Маймонид из Кордовы (1139—1205 гг.), испанский еврей, крупнейший диалектик. Маймонид был основоположником нового направления— рационалистического истолкования доктрин иудейской религии, врагом и резким критиком неоплатонизма. Он находился под влиянием аристотелевских идей и содействовал их распространению в Европе. Его основной труд озаглавлен: «Путеводитель для тех, кто идет в смущении, не зная прямой дороги». Следует отметить, что, помимо трактатов по отдельным отраслям науки, в этот период в мусульманских странах составлялись-различные энциклопедии, содержавшие сведения самого разнообразного порядка, по образцу «Этимологии» Исидора Севильского и аналогичных работ греческих авторов. Литература. Литература испанских мусульман была столь же блестящей, как и наука. Помимо художественных произведений (поэмы, романы и т. д.) и антологий, было создано немало ученых трактатов по риторике,, грамматике, поэтике и пр. |