Звон колоколов этих башен возвещал об общегородских собраниях, военной тревоге, сборе ополчения и т. д. Обычаи. С XI в. благодаря росту материального благосостояния, а также и вследствие того, что все более и более значительные области испанского севера становились глубоким тылом в войнах реконкисты, быстро изменяется и образ жизни сельского и городского населения. Этим изменениям в немалой степени способствовал и рост городов и городской культуры. Совершенствуется тип жилища. Как общее правило, в домах появляются очаги, не всегда, впрочем, снабженные дымоходами; поэтому во многих домах дым мог выходить из помещения только через двери и окна (стекол же в последних не было и в XII в.), и люди жили в постоянном чаду. Дома, как и прежде, строились преимущественно из дерева и легко становились жертвой частых пожаров. Поэтому в городах в определенные часы запрещалось разведение огня. Хотя страсть к роскоши стала проявляться и в быту, обычаи и нормы житейского обихода все еще оставались весьма примитивными. Одежду носили, не меняя и не стирая ее, вплоть до износа. Вилок не употребляли, ели из общих мисок, кости и остатки еды грудами оставляли на столе. Скатерти были неизвестны. В кампаниях реконкисты выработались своеобразные военные обычаи. Войска сопровождались священниками и монахами, которые во время сражений воодушевляли солдат, поднимая распятие и показывая раскрытые евангелия. То же происходило и в мусульманских армиях, как это известно, хотя бы в отношении битвы при Асагале или Салаке. Военные лагери представляли собой настоящие селения. В лагере Фернандо III у стен осажденной Севильи ряды палаток образовывали улицы и площади, причем целые кварталы занимали в этом городе-бивуаке ветошники, менялы, бакалейщики, аптекари, мясники и т. д., что позволяет составить представление о размерах обоза, необходимого для содержания и экипировки войска. |