С другой стороны, многие распоряжения ограничительного характера не соблюдались и поэтому были вновь подтверждены Энрике II, который, впрочем, отменил запрет 1295 г. на покупку имущества христиан. В период малолетства Хуана II мудёхарам было приказано носить одежду, отличную от одежды христиан и кроме того были возобновлены и усилены все указанные выше запрещения, вплоть до того, что тяжбы мудёхаров должны были разбираться в обычных судах (хотя последним и вменялось в обязанность выносить приговоры согласно обычаям мавров); в то же время возросла активность христианских проповедников, стремившихся обратить мудёхаров в католичество. Однако все эти законы ограничительного характера вскоре утратили свою силу, хотя и не были отменены, и в годы правления Энрике IV мудёхары снова стали пользоваться различными привилегиями и приобрели большое значение как влиятельная политическая сила, причем влияние это проявлялось даже при дворе, о чем свидетельствуют не только путешественники, посещавшие резиденцию Энрике IV, но и петиции самих мудёхаров королю и даже народныэ песни. В общем, вторая половина XV в. характеризуется ростом значения мудёхаров; в некоторых -областях они составляли весьма богатую и влиятельную прослойку, причем именно мудёхарам многие кастильские магнаты поручали различные дела доверительного свойства. Покровительстве, которое оказывалось мудёхарам со стороны Энрике IV, и установление сердечных отношений между маврами и христианами (а отношения эти были весьма дружественными даже на территории гра-надского эмирата, где кастильская и мавританская знать устраивала совместные турниры) способствовали, правда, и тому, что мудёхары стали злоупотреблять своим положением, и при этом не только в городах, но и в сеньориях. Подобные злоупотребления имели место даже в северных районах Кастилии, где много мудёхаров находилось в вассальной зависимости от различных сеньоров, и, вызывая жалобы (стр. 301), давали повод для суровых ограничений, осуществленных в конце XV в. |