Социальный строй Гипускоа. Как и бискайцы, жители Гицускоа претендовали на дворянское происхождение, и их притязания были признаны, если не для всех, то по крайней мере для большинства, старинными фуэрос, указами XIV и XV вв. и последующими законами. Это не значит, что в Гипускоа не было никаких социальных различий, какВ других странах. Напротив, там весьма ясно можно различить три сословия: аристократию, идальгию и народ. В среде идальгии (несмотря на то, что большинство населения принадлежало к этому сословию) с течением времени намечается известная диференциация, все резче выступает различие между идальго, живущими в сельских местностях, и торговой буржуазией. Аристократия была представлена так называемыми «старшими родственниками» (parlen-tes mayores)—дворянами, собственниками крупных поместий, которые, как и кастильские рикос омбрес, в силу своего могущества и богатства, имели множество покровительствуемых и зависимых лиц. Опираясь на зависимых людей, они под защитой стен и башен своих замков создали подлинные сеньории, присвоив себе никем не жалованное им право юрисдикции; они содержали тюрьмы, отправляли правосудие, считаясь только с собственными желаниями, и назначали по своей прихоти различных должностных лиц. Они основывали приходские церкви и становились их патронами, а поэтому назначали и смещали по собственному желанию священников и собирали в свою пользу церковную десятину и дополнительные церковные поборы. А так как эти права сеньоры защищали силой оружия, оплачивая помимо своих дружин банды вооруженных людей, которые чинили насилия по отношению ко всем, кто осмеливался противиться им, то социальная мощь сеньоров была неоспорима или, по крайней мере, не вызывала сперва достаточного отпора. Да и сами короли косвенным образом признавали их власть, так как они призывали на войну дружины этих «старших родственников» и освобождали сеньоров от подсудности обычным трибуналам, подчинив их непосредственно ведению королевского суда при разборе как гражданских дел, так и уголовных преступлений сеньоров. |