Мосты, дороги, транспортные средства, оросительные системы, почта. В XIII—XV вв. было сооружено много мостов: через Эбро в Сарагосе, мост св. Троицы в Валенсии (оба в XV в.). Еще ранее осуществлена была постройка мостов в тех же городах, как о том свидетельствуют сарагосский документ от 1269 г. и валенсийский от 1336 г., причем этот последний представляет собой своеобразный договор на постройку моста. При сооружении моста в Сарагосе были использованы частные ссуды, средства от займов принудительного порядка и пособие короля, выданное специально для этой цели. Имеются сведения о сооружении нескольких значительных мостов в Каталонии как за счет сеньоров, так и за счет городов, например моста в Пера-ладе через реки Орлину, Льобрегат и Мугу, которые там сливаются; мостов в Кастельоне де Ампуриас и в Тороэлье—через Тер. На содержание и починку мостов обычно предназначались доходы от мостового сбора (pontazgo, barra), который платили все путники, как верховые, так и пешие. Жители Каталонии проявляли не меньшую заботу о своих портах. Наиболее значительный порт Каталонии—барселонский—в XIV в. был расширен: сооружены были корабельная верфь и здание арсенала; но, поскольку эти работы не могли удовлетворить потребностей все возраставшей морской торговли, решено было построить хороший искусственный порт, для сооружения которого Альфонс V (1439 г.) предоставил советникам Барселоны право взимать сбор за якорную стоянку—первый случай установления подобного сбора, известный в Испании. Работы были закончены в том же XV в.; к участию в них были привлечены итальянские и греческие специалисты. Были построены также плотины и речные пристани наЭбро—во Фликсе и Черте (1447 г.) и склады и амбары для зерна в Мирамаре и Баньюльсе. Расширены и улучшены были существующие дороги и проложены новые (тракт от Серверы до Игуалады и Барселоны и большая проезжая дорога для связи с Арагоном). В XV в. началось строительство искусственного порта в Валенсии, с деревянной пристанью. |