Наконец, был заключен мир, которого, кроме Испании, очевидно, желала и регентша французского престола королева Анна (сестра Филиппа IV). То ли под ее давлением, то ли в порядке подготовки к осуществлению будущего плана включения Испании в состав французского королевства, Мазарини начал переговоры с вопроса о браке испанской инфанты Марии Терезы с французским королем Людовиком XIV. В результате трехмесячных переговоров между Мазарини и доном Луисом де Аро, происходивших на острове Файзамес (в Бидасоа), был подписан так называемый Пиренейский мир (1659 г.). Он предусматривал уступку Франции Сердани и Руссильона, или, иначе говоря, признание Пиренеев южной границей Франции. Кроме того, к Франции отходили графства Артуа (за исключением двух пунктов), Люксембург и ряд важных крепостей во Фландрии (Гравелин, Эклюз, Бурбуг и др.). Договор предусматривал также брак между Людовиком XIV и Марией Терезой с приданым в 500 тысяч золотых эскудо в обмен на отказ инфанты от прав на испанский престол, а также прощение принца Конде. Матримониальные связи, положившие в 1615 г. конец войне с Францией, не дали Испании никаких политических выгод. Брак же 1659 г. имел в дальнейшем серьезнейшие последствия. Причины восстания в Каталонии. Восстание большей части Каталонии против Филиппа IV теснейшим образом связано с теми войнами, о которых только что шла речь. С давних пор среди многих каталонцев существовало недовольство централизаторскими тенденциями испанских монархов, которые, начиная с Хуана II (еще до объединения с Кастилией), стремились навязать свои абсолютистские идеалы в ущерб местным привилегиям и традициям, унаследованным от прошлого. Частое, иногда и неизбежное для королей, невыполнение обязательств созывать кортесы и лично в них участвовать; стремление увеличить или распространить на Каталонию налоги, существовавшие в Кастилии; серьезные нарушения местной юрисдикции, выразившиеся, в частности, в создании инквизиции в Барселоне и ряде других пунктов;—все это питало недовольство тех, кто, невзирая на значительный упадок гражданского самосознания, оставался приверженцем исконных установлений и не желал поступаться автономией в политических и административных вопросах. |