Все же в XVII в. существовали еще (в Кастилии) три типа сеньорий, в которых дворяне сохранили остатки своей былой социальной мощи: сеньории, основанные на отношениях с вассалами, как с держателями земли; сеньории, основанные одновременно на этих же отношениях и на праве юрисдикции, и, наконец, сеньории, основанные только на праве юрисдикции. В первом случае сеньор считался собственником всех земель, входивших в его владения и не принадлежавших по праву вассалам или колонам, с которых он взимал определенную ренту. Во втором случае сеньоры не имели столь неограниченных прав на землю, поскольку пустоши рассматривались обычно как общинная собственность. В третьем случае сеньор не считался собственником земли, а получал от короля как привилегию административную власть и собирал подати и налоги, которые держатели королевских земель должны были уплачивать королю. В силу своей власти (права юрисдикции) или поземельных отношений сеньоры продолжали требовать от вассалов выполнения всех феодальных повинностей, а именно: военной службы, дорожной пошлины, пошлины на1 товары и на торговые сделки, подношений по случаю рождения и вступления в брак их детей, похоронной пошлины (в некоторых местностях Галисии в XVII в.), на содержание лошадей, за движимое имущество, за стрижку овец и коз, за убой скота, за перевоз через реку, на содержание замка. Сеньор мог взимать подати, не превышавшие известной суммы, и мог даже завладеть имуществом вассала, если ему нужны были средства, чтобы выкупиться из плена или для других целей, служивших для его собственного спасения или спасения короля. В Арагоне подати и повинности были еще более многочисленны. Согласно одному из документов царствования Филиппа III, вассалы Ривагорсы платили военный налог и особо на содержание кавалерии, налог за собрания, налог на наследства, налог за убийство, десятину, налог на денежные сделки, за выпас скота, на снаряжение флота, за право аренды и множество других налогов. В акте от 29 января 1539 г. засвидетельствовано изъятие всего движимого и недвижимого имущества крестьян деревни Фабаро в пользу их сеньора Херана Монсуара за то, что крестьяне покинули деревню, спасаясь от преследований и произвола сеньора; другими словами, экономическое положение этих вассалов ничем не отличалось от положения кастильских крестьян первых веков реконкисты. |