Карл I содействовал этому разъединению, ибо отпала необходимость добиваться единства всех трех сословий (дворянства, духовенства и буржуазии), которые постоянно встречались в средневековых кортесах, хотя каждое сословие по-разному участвовало в их работе и всегда сохраняло свой особый характер. Мы уже видели, что в петициях и декларациях комунерос неоднократно повторялись требования (инструкция Генеральной хунте Авилы; решения, посланные императору из Тордесильяса),касавшиеся кортесов;из них наиболее важны следующие: установление регулярных сроков созыва кортесов; свобода определения полномочий депутатов; выборы депутатов от городских общин, а не от сословий, за исключением депутатов столицы; введение права обращаться с жалобами на королевских чиновников, по примеру Арагона; расширение обычного состава депутатов кортесов путем добавления к представителям городских советов (народный элемент) представителей низшего дворянства (кабальеро и эскудеро) и сельского духовенства, причем эти три группы названы «тремя сословиями королевства», и, наконец, право всех этих представителей собираться по своей воле, в отсутствие и без разрешения королей. Некоторые из этих требований уже обсуждались на кортесах 1518 и 1520—1521 гг.; интересно отметить, что, предлагая такую реорганизацию старинных собраний, комунерос имели в виду не высшее дворянство, а низшее, стоявшее ближе к плебеям, и не высшее духовенство, а сельское. Это служит не только доказательством разграничения сословий (которое восстание комунерос сделало еще более резким), но и подтверждением теории, гласившей, что знать и духовенство не являются органической частью кортесов и что участие их в работе кортесов необязательно, поскольку у них имелись собственные хунты, связанные с королем. Из тех же соображений исходил король, когда в 1527 г. созвал кортесы в Вальядолиде и отдельно собрал представителей знати, чтобы просить их о новых налогах. То же самое сделал он в 1538 г., созвав в Толедо кортесы без депутатов сеньоров и духовенства. |