О других чиновниках и городских учреждениях будет сказано дальше, когда речь пойдет о финансах и экономической жизни. Земли арагонской короны и Наваррское королевство, несмотря на то, что, как уже указывалось выше, все они испытали влияние централизма, который привел к известной унификации режима, сохранили в общем старую организацию городских властей с их традиционными функциями и правами. Так, в Барселоне сохранились присяжные и совет ста; в Валенсии—присяж-еые, советники и судьи; в Сарагосе—капитул и советы и т. д. Верховные правители, советники и королевский совет. Мы уже видели,, как велико было личное участие короля в делах государства при абсолютистском правлении Карла I и его сына и какие перемены произошли с воцарением Филиппа III. Однако даже по отношению к первым двум царствованиям было бы ошибкой думать, что король единолично выполнял все правительственные функции. Необходим был ряд чиновников и организаций, которые, действуя более или менее инициативно, более или менее послушно выполняя верховную волю короля, помогали бы ему в делах правления. Растущая централизация политической и административной жизни все более настойчиво требовала установления бюрократического режима и сложной системы учреждений, которые неизбежно должны были взять на себя большую часть обязанностей монарха. О некоторых чиновниках, а именно о секретарях короля, мы уже говорили. Их значение при католических королях очевидно; все короли Австрийского дома также имели секретарей, иногда сразу нескольких, как это было в эпоху Филиппа П. Когда король возвышал одного из них и фактически превращал своего любимца в универсального секретаря, остальные не устранялись, а группировались вокруг фаворита, подчиняясь ему и вместе с тем пользуясь его покровительством, которое ставило их в полную зависимость, от его воли. Иногда они осмеливались противодействовать ему и даже достигали такого же или большего влияния, чем их покровитель, в ведении государственных дел, по крайней мере тех, что относились к повседневному ходу управления. |