Примечательно, с какой строгостью проверял король моральные качества и компетенцию кандидатов, каких обширных сведений о них требовал с этой целью, резервируя при этом право вмешательства за собой или за своим секретарем (указ имеет в виду Матео Васкеса). Устав этот является образцом бюрократического закона и вместе-с тем говорит о прямом участии короля во всех мелочах управления. Другой указ, 1616 г., точно устанавливает, какие дела надлежало обсуждать с королем и какие палата могла решать сама, без обсуждения с ним; к первым относились замещение или отмена государственных должностей, ко вторым— помилование приговоренных к смертной казни (кроме особо важных случаев, которые рассматривал король), утверждение права на майорат, натурализация иностранцев, разрешение незаконным детям и детям священников занимать государственные должности, дела о выморочном имуществе и другие дела подобного рода. Кроме палаты Кастилии, в этот период действовали и другие советы, существовавшие уже или созданные в царствование католических королей:. Арагонский совет, Итальянский совет, Индийский совет, финансовый совет. Последний первоначально существовал независимо от счетной палаты, его устав был изложен в указах Филиппа II (1593 г.), подробнейшим образом определявших юрисдикцию совета в области управления финансами. Другой указ (Филиппа 111) объединил его со счетной палатой, в чье ведение Филипп IV (1658 г.) передал сбор налога, называвшегося «миллионы», военного налога, налога инквизиции, налогов военных орденов (их юрисдикция была значительно ограничена Карлом I в пользу короны), налога буллы крестовых походов и др. Между отдельными советами—особенно двумя последними— и королевским советом часто возникала борьба по вопросам юрисдикции, приводившая к конфликтам, которые обычно разрешались в пользу последнего и в ущерб первым, другими словами, власть отдельных советов умалялась во имя господствующей тенденции к централизации всего управления и судопроизводства. |