Организация и операции финансового ведомства. Хотя иной раз короли не считались с кортесами, вводя новые налоги (Филипп II, например), кортесы гюпрежнсму оставались, во всяком случае, внешне (на деле, как нам известно, короли добивались от них, особенно в Кастилии, всего, чего хотели), важнейшим органом управления финансами. В этой сфере их деятельность даже расширилась, так как, помимо сбора субсидий (обычных и чрезвычайных), возложенного па них раньше, им были поручены общая раскладка алькабалы и третичного налога и распределение и сбор «миллионов». Для этой цели в 1525 г. была создана комиссия, названная депутацией королевства (из двух, а позже из трех депутатов), и в 1601 г.—комиссия «миллионов» (четыре депутата, назначенные кортесами). Первая была упразднена в 1694 г., вторая в 1658 г. вошла в финансовый совет и продолжала в нем свою деятельность и после декрета 27 сентября 1665 г. Выше было сказано, что Карл I намеревался еще больше расширить финансовую компетенцию кортесов, передав в их ведение все управление финансами, за исключением некоторых налогов, предназначенных на погашение долга, и что отказ от сисы в 1538 г. разрушил этот план; но, очевидно, не в этом заключалось намерение Карла I, а в увеличении налогов, которое и было предложено депутатам, но было ими отвергнуто. О финансовом совете мы уже говорили, так же как и о его отношениях со счетной палатой. В 1687 г. с целью централизации функций к уже существовавшим органам была добавлена должность генерального суперинтенданта финансов, а в 1691 г. были назначены провинциальные суперинтенданты во всех провинциях Кастилии. Кроме этих представителей высшей власти, имелось множество чиновников (отчасти этого требовало разнообразие налогов), количество которых, по словам одного современного автора, достигало 60 ООО. Не говоря о злоупотреблениях, жертвой которых были налогоплательщики, одно только содержание этого аппарата поглощало значительную часть собранных налогов. |