Обращение с ними было далеко не человеколюбивым, хотя упомянутый устав был направлен на то, чтобы несколько облегчить их положение. Еще определеннее был в этом отношении устав 1607 г., в котором среди других предписаний, возвращающих галерников к человеческому положению, имелось распоряжение помещать их в случае болезни в госпиталь. В финансовых отчетах Карла I (1554 г.) отмечено поступление 9 миллионов, выделенных бегетриями для найма тысячи галерников, взамен налогов, от которых эти бегетрии были освобождены. Нравы флота мало чем отличались от нравов армии. Во время тунисской экспедиции, несмотря на решительные приказы короля, на судах находилось более 4000 женщин, которые сопровождали своих возлюбленных—солдат и моряков. Наиболее распространенным типом корабля вначале была галера. В конце XV в. она вышла из употребления, но вскоре вновь завоевала прежнее место, когда пришлось бороться с гребным флотом турок. Обычно в галере на каждую скамью приходилось по три весла, а в виде исключения—по четыре и пять. Количество скамей зависело от размеров галеры. На корме, а иногда также и на носу, находились роскошные, украшенные резьбой, позолотой и росписью палубные надстройки; также роскошны были знамена и занавеси, фонари и оконные стекла кают и других судовых помещений, вопреки неоднократным приказам, запрещавшим излишнюю роскошь. Даже в 1684 г., когда эта пышность была сильно ограничена, из договоров на раскраску видно, что корпус галеры был покрыт черным лаком, а нос и корма — позолочены (на флагманском же судне они были «разнообразных красивых оттенков»); на корме изображены морские животные или тритоны. Для океанских плаваний употреблялись главным образом большие парусные корабли (хотя в некоторых случаях пользовались и галерами), а также каравеллы с косыми парусами. Альваро де Басан, который был не только великим флотоводцем, но и судовладельцем и человеком больших технических знаний, изобрел род галеона (парусного), который мог поднять большое количество пушек. |