Поскольку мастерские Толедо не вмещали всех рабочих, пришлось занять соседние склады; все помещения были полны работавшими людьми, довольными и смеющимися, причем это были не только местные жители, но и приезжие...» В годы, описываемые Оливаресом (1620—1621 гг.), производство изящных головных уборов из шерсти для духовенства было столь распространено в Толедо, что все 698 жителей одного прихода (Сан Мигель) являлись шапочниками. Четыре года спустя (в 1624 г.) только мастеров было около 200, а ежегодная продукция головных уборов равнялась 80 дюжинам. Богатство цеха шапочников было продемонстрировано в середине XVI в. при встрече Филиппа II, когда перед монархом продефилировали 564 мастера, одетых в бархатные и атласные ткани, вышитые шелком, золотом и серебром. Такой же расцвет отмечался в Гранаде, Сеговии, Вальядолиде, Саморе, Саламанке, Авиле, Медине, Куэнке, Уэте, Сьюдад Реале, Вильякастине и других городах, являющихся более или менее крупными центрами производства шерсти. По имеющимся данным, на фабриках Сеговии было занято 34 189 рабочих, изготовлявших не только ткани, но также и шляпы всех цветов, на которые шло ежегодно до 7000 квинталов1 шерсти. По свидетельству одного писателя того времени, в Сеговии выделывалось 3000 кусков самого тонкого сукна. Куэнка поставляла 2000 кусков; ее зеленое и голубое сукно и изящные головные уборы очень ценились во всем мире и являлись, вплоть до середины XVII в., предметом экспорта в Турцию и Берберию. Во второй половине XVI в. для суконного производства в Севилью были ввезены сукновальные мельницы, которые упоминаются в «Дон Кихоте» и которые фигурируют в качестве нововведения в «Топографических описаниях» («Des-cripciones topograficas»). К этим сведениям можно добавить косвенные доказательства расцвета некоторых видов ремесла. Таким доказательством служит увеличение суммы специальных налогов. Так, например, налоги на гранадский шелк поднялись во время царствования Карла I вдвое против прежнего. |