ВОЗРОЖДЕНИЕ ТИРАНИИ Во всем многообразии явлений, составляющих существо кризиса полисной системы в Античной Греции, нас особенно интересует то, что всегда было проблемой проблем человеческого общежития, — отношение личности к однажды установившемуся общественному порядку. В Греции позднеклассического времени это отношение определялось стремительным развитие индивидуализма, что в крайнем своем политическом выражении обернулось возрождением самого одиозного из авторитарных режимов — тирании. Прежде чем обратиться к рассмотрению этого предмета по существу, скажем несколько слов о понятии древнегреческой тирании, о ее исторических вариантах — старшей и младшей тирании, об особой актуальности изучения именно второй из них — тирании позднеклассического времени. Тирания как политическое понятие — изобретение древних греков. По происхождению негреческое (его корни ищут в мало-азийских, лидийском или фригийском, или в этрусском языках)1, слово «тиран» рано было усвоено греками и использовалось ими для обозначения правителя, пришедшего к власти незаконным путем, правящего в обстановке произвола и насилия и использующего свою власть в собственных, эгоистических целях. Это значение было воспринято и последующими эпохами. Под тиранией обычно понимают авторитарный режим ярко выраженного насильственного типа; в ней видят политическое воплощение крайнего индивидуализма, кульминацию эгоистического, антиобщественного начала. С государственно-правовой точки зрения тиранию рассматривают как форму негативную по преимуществу, как своего рода анархию, предполагающую отрицание традиционного порядка и закона, но не ради общей свободы, а для подчинения всех воле одного. Понятно, что тирания есть явление исключительное, порождаемое чрезвычайными обстоятельствами. В политической жизни древних греков дважды обстоятельства складывались особенно благоприятно для возникновения тиранических режимов, и дважды тирания оказывалась существенным фактором исторического процесса. |