Его можно считать таковым лишь в самом общем плане — постольку, поскольку рождение любой новой системы не обходится без предварительного разрушения старой, а политическое творчество Алкивиада как раз и несло с собой необходимый разрушительный заряд. Если оно и было провозвестником какой-либо политической формы, шедшей на смену полисной республике, то только тирании, которая из всех государственных форм наиболее полно олицетворяет беспринципное, негативное начало. Алкивиаду не суждено было стать родоначальником новой тирании в Афинах. Причиной тому была не слабость его характера — против такого стремления свести все дело к личным особенностям Алкивиада мы также решительно возражаем, — причиной был случай, несовпадение личной готовности Алкивиада выступить в качестве авторитетного руководителя государства с характером политической обстановки в Афинах, в тот момент оказавшейся недостаточно шаткой, недостаточно «больной» для установления тирании. Но если так сложилось дело в 407 г., то все же в жизни Афин этого периода не обошлось без таких, осложненных всякого рода неурядицами, ситуаций, которые могли привести и действительно привели к установлению если и не собственно тиранических, то весьма близких и схожих с ними режимов. Действительно, в конце Пелопоннесской войны дважды, в 411 и 404 гг., первый раз после катастрофы в Сицилии и развала Афинской архэ, а второй — после поражения при Эгоспотамах и капитуляции самого Афинского государства, к власти в Афинах приходили антидемократические режимы, которые хотя и были логическим завершением традиционного олигархического движения, но вместе с тем по характеру своему были сродни тирании. В настоящем очерке мы не намерены подробно заниматься историей этих режимов. Это заставило бы нас углубиться в историю олигархического движения в Афинах и слишком увлекло бы в сторону от нашей темы. Однако было бы целесообразно, хотя бы в общей форме, отметить те черты, которые роднят эти режимы с тиранией и потому позволяют рассматривать их как своеобразное проявление все той же интересующей нас тенденции. |