Позднее победившая демократия дала этому официальное выражение: инициаторы открытого выступления против Тридцати были удостоены высоких наград, а смысл их подвига был кратко изложен в следующих знаменательных стихах: Древний афинян народ даровал им награды за доблесть. Первыми эти мужи подняли нас на борьбу. С риском для жизни они сбросили иго тиранов, Грубо поправших закон, правивших волей своей. Это, можно сказать, общее мнение о тираническом характере правления Тридцати нашло соответствующее отражение и в древней литературе, в частности, в тех терминах, которые использовались писателями для обозначения этого режима. Так, уже Ксено-фонт называл правление Тридцати тираническим, причем не только устами Ферамена, чей взгляд совершенно совпадал с его собственным, но и в своей авторской речи. Для самих Тридцати наряду с обычным у современников обозначением oi TpiaKOVTa. в литературе довольно рано, уже в IV в., появилось и oi трткоута Tvpawoi (Polycrat. ap. Aristot. Rhet., II, 24, p. 1401 a 34 сл.). Это обозначение было усвоено и Эфором и, очевидно, в значительной степени благодаря ему позднее вошло во всеобщий обиход. Рассмотренные выше примеры ясно свидетельствуют о росте антиполисных тенденций в политической жизни Афин конца V в. В выступлении Алкивиада, в деятельности тех, кто возглавил антидемократические режимы Четырехсот и Тридцати, мы видим выход освобождавшейся из-под контроля полиса энергии индивидуума. Позднее были обнаружены фрагменты надписи, содержавшей декрет о награждении афинских граждан — «героев Филы» и эпиграмму в их честь. Тождество этих декрета и эпиграммы с теми, на которые ссылается Эсхин, очевидно; между тем в постановлении о награждении метеков надо видеть другое, самостоятельное постановление, принятое позднее и по инициативе совсем иных лиц, чем декрет о награждении граждан. |