Однако, принимая во внимание, что Лисандр, как это убедительно доказывает тот же Лотце, присутствовал при учреждении собственного культа на Самосе, и зная его крайнее честолюбие и умение использовать в целях личной пропаганды всё, в том числе и религию, мы не удивились бы, если бы оказалось, что он сам приложил руку к установлению своего культа. Впрочем, сейчас важно отметить другое: как признает это и Лотце, «знаменательным для характеристики общественного положения Лисандpa является то, что благодарность самосцев была направлена на него как на отдельного человека, а не на государство, на службе которого он состоял. Развитие Пелопоннесской войны повлекло за собой то, что государство часто стало отступать на задний план по сравнению со своим полководцем». Несомненно, что все это должно было сильнейшим образом подхлестнуть и без того высоко развитое честолюбие спартиата. А в наличии у Лисандра такого честолюбия — природного или внушенного воспитанием, сейчас это не имеет значения — сомневаться не приходится: это ярко подтверждается всем его образом действий, о котором мы сейчас будем говорить. Так или иначе само объективное положение вещей должно было подсказать Лисандру мысль о могуществе и значении собственной персоны, о практически неограниченных возможностях личного успеха. Обладая характером не только честолюбивым, но и деятельным, он рано должен был обратиться к практическим шагам в этой области. И действительно, насколько нам известна политическая деятельность Лисандра, в ней с самого начала усилия, направленные к торжеству дела Спарты и олигархии, сочетались со стремлениями обеспечить свое собственное первенствующее положение. Так было уже в период первой навархии Лисандра, когда он работал над консолидацией сил общегреческой олигархии, ориентируясь прежде всего на лично связанных с ним людей — на своих друзей и гостеприимцев. Так было в период его второй навархии, в самом конце Пелопоннесской войны, когда он последовательно проводил назначение декархов и гармостов во вновь завоеванных или как-нибудь иначе подчиненных городах из числа лично преданных ему людей. |