Одни правители — и таких было большинство — не видели в своей власти иного смысла, кроме возможности удовлетворения собственного честолюбия или корыстолюбия даже за счет интересов своего отечества, другие — в лице, например, Каллия — имели в виду более высокие государственные цели, что давало основание видеть в них не столько тиранов, сколько «национальных» предстоятелей, вождей.
Все это полезно учесть уже сейчас для более всесторонней и правильной оценки тирании в Балканской Греции. Однако с оценкой этой мы повременим до тех пор, пока не будут рассмотрены, теперь уже по возможности подробно, другие примеры — именно авторитарные режимы в Фессалии, в Фокиде и в пелопоннесских городах Сикионе (тирания Эвфрона) и Коринфе. Эти режимы, будучи и сами по себе более значительны и лучше отражены в источниках, представляют и больший исторический интерес. Отложим вынесение окончательного суждения до ознакомления с их историей.
Фессалия
На пути к тирании. В классическую эпоху, в пору расцвета в Греции городской жизни и цивилизации, Фессалия, подобно некоторым другим по преимуществу аграрным областям, долго была отсталой страной1. В существенных своих чертах здесь сохранялась примитивная, сложившаяся еще в древнейшую эпоху система общественных отношений. Основную массу свободного населения составляли потомки завоевателей — фессалийцев, покоривших эту область во время великого передвижения племен на рубеже II—I тыс. до н. э. По преданию, они явились в долину Пенея из Эпира, из Феспротии, спустя 50 лет после Троянской войны.
Как и у других народов-завоевателей, сохранявших первобытнообщинный строй, покоренная фессалийцами земля составила собственность всего народа, общий фонд, откуда выделялись наделы для отдельных родов и семей.