Уже в проведенной Ясоном в 374 г., после своего избрания в таги, реорганизации Фессалийского союза чувствуется этот иной, чем у Дионисия, учет роли и возможностей фессалийских полисов (Xen. Hell., VI, 1, 19). В основу новой конституции были положены древнейшие установления, связывавшиеся с именами полулегендарных тагов Скопаса и Алева Рыжего. В соответствии с этим вновь создавалось общефессалийское войско, в которое каждый город должен был выставить определенное число гоплитов и всадников, причем всего оказалось не менее 20 тыс. гоплитов и свыше 8 тыс. всадников. К этому надо добавить еще большое количество пельтастов, которых должны были выставлять, судя по всему, периекские города (ср.: ibid., § 9). Эти последние, кроме того, обязаны были выплачивать определенный трибут, такой именно, какой был установлен при Скопасе. Эти средства, как и войска, несомненно составляли общесоюзный фонд, которым Ясон распоряжался, строго говоря, лишь постольку, поскольку он был фессалийским тагом. Вообще в проведении всей этой реорганизации обращает на себя внимание подчеркнутый упор на традиционный момент. Что проведенную Ясоном реорганизацию надо было воспринимать как воссоздание когда-то уже существовавшей политической системы, показывает его собственная речь перед Полидамантом, где он восхваляет состояние Фессалии при тагии, с соответствующими указаниями как на мощь выставляемого тогда войска, в частности и пельтастов, так и на количество выплачиваемого периеками трибута, с выраженной implicite мыслью о необходимости вернуться к такому состоянию (Xen. Hell., VI, 1, 8 сл.). Что это возвращение по необходимости должно было состояться при новых условиях, под властью и по инициативе тага-монарха — это не должно совершенно перечеркивать реставрационный момент. Вообще признание Ясоном за фессалийскими городами известной политической роли отнюдь не было простой конституционной фикцией, пропагандистским расшаркиванием перед традицией. Это была политическая реальность. |