Но особенно широко воспользовался трудом Филиста сицилийский историк Тимей из Тавромения. Подробно излагая в своей «Истории» дела западных эллинов, Тимей в части, касающейся Дионисия, основную массу фактического материала заимствовал у Филиста, однако радикально переработал его версию в духе собственных политических симпатий и антипатий'. Тимей был сыном Андромаха, который в конце правления Дионисия Младшего заново основал Тавромений (Diod., XVI, 7, 1, под 358/7 г.), а затем одним из первых присоединился к Тимолеонту. Унаследовав от отца враждебное отношение к тирании, Тимей после захвата власти в Сиракузах Агафоклом (317/6 г.) должен был покинуть Сицилию. Он поселился в Афинах, где и провел безвыездно почти пятьдесят лет. Будучи непримиримым противником тирании, Тимей свел с нею счеты в своих составленных в основном в Афинах исторических сочинениях. Среди них важнейшее —«История», где давался подробный обзор истории западных и восточных эллинов с древнейших времен до начала 1-й Пунической войны (264 г.). Рассказывая здесь, в частности, и о правлении Дионисия Старшего и опираясь, естественно, на Филиста, Тимей постарался придать своему изложению, насколько было возможно, сильнейший антитиранический оттенок, используя для этого обычные в таких случаях приемы: тенденциозное перетолкование намерений и поступков сиракузского правителя, соответствующие умолчания или, наоборот, вставки, долженствующие иллюстрировать тираническую направленность действий Дионисия. К Тимею восходят, в частности, такие фигурирующие в позднейшей традиции о Дионисии детали, как пророческое сновидение некой гимерянки, возвестившее гибельный для свободы западных эллинов приход к власти Дионисия (FgrHist 566 F 29), синхронистическое сопоставление смерти Эврипида, мастерски воспроизводившего трагические страсти, и выступления Дионисия, ставшего живым воплощением этих страстей. Из Тимея почерпнуты также сохраненные Диодором характерные подробности борьбы Дионисия за власть в 406/5 г., подавления им мятежа всадников в 405 и общего восстания сиракузских граждан в 404 г. и, наконец, антитиранического выступления в Сиракузах во время осады города карфагенянами в 397/6 г. с центральным эпизодом — большой обличительной речью сиракузского всадника Феодора. |