Так или иначе в 423 г. Леонтины вошли в состав сиракузского государства и контроль над этим важным пунктом сиракузяне сохраняли вплоть до начала второй войны с афинянами. Последним, несмотря на все их старания, так и не удалось восстановить Леонтины как независимую и противостоящую Сиракузам общину, и к моменту выступления Дионисия Леонтины по-прежнему входили в состав сиракузского государства в качестве сторожевой крепости. В 406 г. сиракузяне предоставили Леонтины в качестве места для поселения лишившимся своего города акрагантянам (Diod., XIII, 89, 4), а в начале следующего года Дионисий использовал Леонтины для проведения заключительного акта своей политической кампании. Что же касается остальных халкидских городов, т. е. Катаны и Наксоса, то они остались независимыми, поддерживали афинян во время их второго вторжения в Сицилию и еще в 409 г. с помощью уцелевших от разгрома афинян продолжали вести трудную войну с сиракузянами, которые согласились на примирение лишь ввиду нового наступления карфагенян (о продолжении халкидянами борьбы с сиракузянами — Diod., ХП, 56, 2; об участии афинян в защите Катаны — Lys., XX, 24 сл.). Для внутреннего развития Сиракуз эти внешнеполитические успехи, среди которых особенно впечатляющим было последнее победоносное отражение афинян, имели огромное значение. Война с Афинами, принявшая характер настоящей народной освободительной борьбы, и в особенности одержанные демосом победы на море, которые и предопределили исход этой борьбы, решающим образом должны были содействовать росту и, как казалось тогда, окончательному торжеству радикально-демократических тенденций во внутренней жизни Сиракуз. Не случайно, что сразу же после победы над афинянами, в 412 г., вождь сиракузских демократов Диокл провел важные преобразования в государственном устройстве Сиракуз, придав ему, в частности введением выбора должностных лиц по жребию, отчетливо выраженный радикальный характер. |