Хотя и с оговоркой относительно количества воинов-телохранителей, это решение придало чрезвычайной республиканской власти Дионисия определенный монархический оттенок, так сказать, санкционировало ее трансформацию в монархию. Конечно, нельзя закрывать глаза на то, что все эти решения народа были инспирированы самим Дионисием и, следовательно, по существу были неконституционны. Однако самый факт и известное значение этих постановлений отрицать не приходится. Очевидно, что свое единоличное правление Дионисий мог осуществлять до известной степени на законном основании. И действительно, как стратег-автократор Дионисий должен был унаследовать обширные военные и политические полномочия, которые ранее принадлежали в Сиракузах коллегии стратегов5. В соответствии со своим официальным назначением он осуществлял верховное военное командование и мог в этой связи назначать и смещать всех военных командиров. В его компетенцию входило, далее, заботиться о техническом и вообще материальном оснащении войска: о возведении укреплений (XIV, 18; 58, 1; XV, 13, 5), об изготовлении оружия и сооружении военных машин и кораблей (XIV, 41—43; XV, 13, 5), о заготовке необходимого оборудования и. Для ведения войны он обладал неоспоримым правом призывать на военную службу граждан, производить набор наемников и созывать союзные контингенты (XIII, 109, 1). Наконец, он мог на законном основании взимать чрезвычайные военные налоги и осуществлять другие финансовые мероприятия, необходимые для ведения войны и санкционированные народным собранием. Наряду с военными он располагал также важными политическими полномочиями: ему принадлежало право, если не исключительное, то преимущественное, созыва и председательства в народном собрании и вынесения на рассмотрение народа различных предложений, и он осуществлял представительство сиракузской общины во внешних сношениях. |