«Какова же будет твоя слава, — восклицает старый ритор, — если ты осуществишь это на деле и главным образом попытаешься полностью сокрушить это царство или по крайней мере захватить как можно больше земли и занять Азию, как говорят, от Киликии до Синопы; кроме того, основать города на этой территории и поселить там тех, кто скитается теперь за неимением средств к жизни и вредит всем встречным. И если мы не остановим роста их численности (а это мы можем сделать, предоставив им достаточные средства к жизни), то их незаметно для нас станет так много, что они будут нисколько не менее опасны для эллинов, чем для варваров. А мы на это не обращаем никакого внимания и не видим, как растет общая угроза и опасность для всех нас. Поэтому человек с большими замыслами, дружественно настроенный к эллинам и более дальновидный, чем другие, должен, использовав таких людей против варваров и отрезав столько земли, сколько я посоветовал выше, избавить бездомных людей от бедствий, которые и сами они испытывают, и другим причиняют, основать для них города, превратить эти города в границу Эллады и оплот для всех нас» (V, 120-122, пер. В. Г. Боруховича). Как и в «Панегирике», Исократ вновь — и теперь, может быть, с большим на то основанием — настаивает не только на необходимости, но и на возможности осуществления своей программы. В особенности велики его расчеты на того, кого он выставляет в руководители всего дела. В качестве царя, пользующегося унаследованной от предков законной монархической властью, властью, практически неограниченной и чрезвычайно могущественной, Филипп более чем кто-либо другой способен достичь великой цели. Греческие полисы склоняются перед его авторитетом, а слабость персов более чем когда-либо очевидна (см.: § 41, 57 сл., 89 сл.). В борьбе с персидским царем, указывает, между прочим, Исократ, Филипп, кроме вооруженной силы, с пользой сможет употребить и политические лозунги, в частности лозунг свободы (eXfuOepla), который привлечет на его сторону всегда готовых отложиться от своего сюзерена персидских сатрапов, не говоря уже о греческих городах Малой Азии (см.: § 104). |