Созывом Коринфского конгресса Филипп признавал важность того, чтобы политическое урегулирование, казалось бы уже продиктованное им Элладе, в конечном счете выступило в качестве совместного акта македонского царя и всех эллинов. Лишь это, очевидно, могло сообщить новому порядку надлежащую силу и устойчивость. Первым важным решением Коринфского конгресса было провозглашение общего мира. У Юстина, как мы уже видели, это решение изображается просто как предписание Филиппа. Однако это — упрощение. Инициативная роль царя нашла выражение в предваряющем общеэллинское собрание эдикте, окончательные же решения были приняты самим этим собранием, явились результатом и содержанием общего договора. Поэтому в греческих источниках принятые в Коринфе решения официально обозначаются не как повеления царя Филиппа, но, с одной стороны, как постановления эллинов, a с другой — как соглашения эллинов с Филиппом. Что касается решения о мире, то, согласно тексту официальных документов и судя по восприятию современников, оно составляло главное содержание заключенного в Коринфе договора. Об отдельных статьях соглашения о мире можно судить отчасти на основании надписи с афинским вариантом общего договора, отчасти же — по речи Псевдо-Демосфена, который специально трактует о нарушении Александром договора о мире. В самом начале этого договора в торжественной форме провозглашались свобода и автономия для всех эллинов. Это видимое сохранение полисного партикуляризма отнюдь не означало признания за греками того права на свободную гражданскую и политическую борьбу, которое доселе считалось их неотъемлемой собственностью. Обладание свободой и автономией было сопряжено для участников договора с принадлежностью к новой политической системе, существенными признаками которой должны были стать прочный мир и твердый порядок. Действительно, основное содержание договора сводилось к установлению прочного мира, гражданского и политического, в каждом отдельном полисе и в Элладе в целом. |